Авторизация

Поиск людей

Размышление о книге С. А. Аскольдова «Гносеология»

Журналы
Теоретический журнал Credo New №2, 2007. Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
10.12.2009

Фикция непосредственного знания.
Теоретический журнал Credo New №2, 2007.
Смирных С.В.

Смирных С.В.

Санкт-Петербург

Фикция непосредственного знания

В замечательном сборнике С.В. Волжина «И.Г. Гаман, Ф.Г. Якоби. Философия чувства и веры», вышедшем в 2006 году, автор рассматривает историческую попытку обоснования религиозного способа знания. Как способ знания, он должен иметь свое основание в самом познающем духе. Но как способ познания бесконечного объекта (Бога), он выходит за границы конечного субъективного духа. Это противоречие неразрешимо в пределах рассудочного мышления и чувственной достоверности, на которые и опирается точка зрения непосредственного знания.

Мне кажется, что следует уточнить утверждение С.В. Волжина: «Не опровергнуто отождествление интеллектуальной интуиции и непосредственного знания, обоснованное Шеллингом и реформированное Гегелем (в учениях Шеллинга и Гегеля углубляется суть интеллектуальной интуиции и непосредственного знания, но отнюдь не отвергается их тождественность)». В данной статье я, ссылаясь на Гегеля, хотел бы определить именно существенное различие между односторонним моментом рассудка (так называемым «непосредственным знанием») и формой разума - мыслящим созерцанием.

Последнее обновление ( 11.12.2009 )
Продолжение...
 
Теоретический журнал CredoNew, №4-2009 Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
10.12.2009

Самосознание как принцип разума и свободы
Смирных С.В.

Теоретический журнал CredoNew, №4-2009

Необходимость философии состоит в том, что она завершает снятие всеобщего опыта и выступает как заключение (вывод) принципа эпохи в тотальности всех его проявлений: в объективном духе, искусстве, религии и истории философии. Но теперь в спекулятивную сферу абсолютного отрицания впервые входит сам субъективный дух. Всемирная история необходимо переходит к эпохе свободы как сущности духа. Как пишет Гегель: «Настала в мире новая эпоха» (1). «Наше время есть время рождения и перехода к новому периоду», в котором «наука проявляется как субъективное познание, чья цель – свобода, а оно само есть путь, которым свобода порождает себя» (3). В последних параграфах «Энциклопедии философских наук» Гегель указывает на то, что логическое самоопределение абсолютного духа «обосновывает дальнейшее развитие», реальность которого однако еще не положена им самим. «Совершенная объективность» (всеобщность и необходимость) понятия философии в учении Гегеля еще не имеет сущей для себя субъективной свободы, которая есть для нас только в форме научного прогноза. Понятие науки пока еще «лишено внешней всеобщности» субъективного деяния духа, не опосредствовано сознательной деятельностью философского духа в определении её результата.

Последнее обновление ( 11.12.2009 )
Продолжение...
 

Кто Онлайн

Посетителей нет.

Последние темы форума

  1. Ну это просто супер (alexgl)