Авторизация

Поиск людей

Главная arrow Философский ликбез arrow Античная философия
Размышление о книге С. А. Аскольдова «Гносеология»

Античная философия
Античная философия Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
25.12.2009


Античная культура многим обязана Востоку. Греческие авторы охотно говорят о египетском, финикийском или персидском происхождении самых различных ее элементов. Более того, протоэллинская Крито-микенская цивилизация была в высшей степени близка цивилизациям Ближнего Востока по своему внутреннему устройству. Разрушенная в результате нашествия варваров-дорийцев, она осталась в образах эпических поэм Гомера и археологических памятниках.

“Илиада” и “Одиссея” - поэмы-сказания, которые традиция приписывает легендарному слепому поэту-певцу (аэду) Гомеру - самый древний из дошедших до нас памятников духовной культуры Эллады. Из них мы узнаем о мировоззрении древних греков и в первую очередь об Олимпийской религии - представлениях о многочисленных божествах, местопребыванием которых народная фантазия считала гору Олимп.

Изучая пантеон древних греков, нельзя не обнаружить близкого родства жителей Олимпа с богами, которым поклонялись самые различные народы, говорящие на языках индоевропейской семьи - от Индии до Прибалтики.

В XIX в. европейские филологи сделали примечательное во многих отношениях открытие, обнаружив тождество трех древних богов. Их навело на эту мысль созвучие имен: одним из древнейших ведийских культов в древней Индии был культ божества, которое арии называли Дьяус-Питар, или Дьяус-отец. И этот же образ мы встречаем в мифах античного мира; у греков это Теос-Патер (Зевс), а у римлян Диес-Питер (Юпитер).

Последнее обновление ( 25.12.2009 )
Продолжение...
 
Елеаты. Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
09.12.2009

Елеаты

Третье течение наистарших греческих философов связана с греческими колониями в южной Италии, а именно с городом Елеи, потому представители этого течения известны под названием "елеатов" ("елейцев"). Первый из "елеатов" — Ксенофан происходил не из города Елеи, а из Колофону в Малой Азии, неподалеку от города Милету. Он родился где-то около 580 г. к Р. X. и в молодом возрасте начал путешествующую жизнь, как певец "рапсод"; дожил, как показывается до 100 лет. Стихотворения, "пение" Ксенофана, были не только поэтическими, но отчасти и философичными произведениями. В них он выступил главный, как критик традиционных религиозных представлений греков о богах, подобных людям, "антропоморфным": он высмеял богов Номера и Гезиода,что приписывали богам поступки, что мы их в человеческом мире считаем преступлениями. Этих "богов" люди образовали на свой собственный образец, — так и боги тракийцев или муринив подобны тем, что в них верят. Если бы кони и волы могли образовать обиды богов, то и те были бы подобны коням и предпочитал. Ксенофан идет дальше и отбрасывает в божества не только внешние, материяльни антропоморфические, человеческие черты, — он отбрасывает и представление, что боги имеют психически закрашенные человеческие черты: язык ("голос"), способность восприятия подобную человеческой (Бог — "все зрение, весь слух", говорит он). Действительный Бог единственный, невидный, что двигает весь мир лишь силой своего духа. Но он "мыслями не подобный смертным". Так на началах греческой мысли встречаем не только идею единобожну, идею монотеистки, но и монотеизм очень высокого уровня, представления, о Божестве, которое уже приближается к взглядам высших религий. Как пришел Ксенофан к своим взглядам, нам не ясно: все его отрывки, что к нам дошли, выражают его взгляды в форме афоризмов, утверждений, для которых не подаются никакие доказательства, кроме критических заметок по адресу популярного политеизма того времени.
Последнее обновление ( 09.12.2009 )
Продолжение...
 
Ионийские натурфилософы. Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
06.12.2009

Ионийские натурфилософы.

Одновременно с наистаршими питагорейцями появились в Греции философы другого типу, — "натурфилософия", что из наблюдений над природой делали определены философические выводы. Появилось это течение тоже в греческих колониях, но на противоположном конце греческого света, в Малой Азии, в богатом торговом городе Милети.

В 585 г. Талес из Милету должен был заранее предусмотреть солнечное затмение... Возможно, что Талес узнал о закономерном повторении солнечных и месячных затмений от вавилонцев, которым эта периодичность (т. зв. "сарос" — цикл в 19 приблизительно лет) была известна уже раньше. Но не это заимствование позволяет нам считать Талеса — рядом из Питагором — наистаршим греческим философом, а его утверждение о естестве мира. Талес должен был утверждать, что "естеством" является вода. Может, Талес пришел к своему мнению и под воздействием религиозной традиции религиозного почитання воды, рек и "океана". Талес, однако, собрал и доказательства, что субстанция является водой, все живое нуждается в вогкости (животные и растения питаются влажными веществами), семя животных и растений влажное и тому подобное. Но уже сама мысль, что вещи, какие мы видим, в действительности состоят из какой-то другой материи, чем и, которую мы видим нашими глазами и воспринимаем другими органами, делает его утверждение первым шагом до серьезной осанки одной из основных философических проблем, проблемы "субстанции", то есть "первобытной материи", из которой будет состоять все. Что Талес утверждал, что "все полное богов" и опирался на этом будто на наблюдении над загадочными качествами магнату, который притягивает железо, показывает, что он еще очень глубоко стоял в религиозных традициях, но и в этой религиозной сфере стремился подавать доказательства, аргументы. Утверждение, что "все" (вселенная) "полное богов" показывает, что Талес различал мир от божественного бытия, следовательно, не был "пантеистом".
Последнее обновление ( 09.12.2009 )
Продолжение...
 
ФИЛОСОФИЯ "ДОСОКРАТИЧНА" Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
06.12.2009

Питагорейци.

В самом начале греческой философии стоит загадочная фигура наполмитичного Питагора. О лице его ничего неизвестно определенного. Один из наших наикратчайших свидетелей, Аристотель, говорит о его сторонниках, как о т. зв. "питагорийцев", будто намекая, что это название не достаточно оправдано, и что основоположник этого течения в действительности может и не существовал. В каждом разе, почти ничего не зная о Питагоре (что должен был жить где-то круг 600 года перед Христом, происходил, как заверяет легенда, из острова самого Су и выселился к греческим колониям в южной Италии, где и встречаем позже его последователей), мы знаем в более поздние времена многочисленных "питагорейцев", что образовывали полурелигиозный орден или секту, что ее члены были связаны узлами личной приязни и определенным регулямином полуаскетической жизни.
Последнее обновление ( 06.12.2009 )
Продолжение...
 
Античная философия. Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
27.11.2009

Античная философия.


Греческий духовой мир значительно отличается от того Востока, среди которого он пришел к духовной зрелости. Сугубо практические стремлиння восточных народов, религиозная закраска целого мышления, которое часто подлежит авторитету и, ища "доказательств" и обоснования, удовлетворения "приблизительными" результатами, — все это не отвечало стремлением греков, как мы их познаем в пределы 7/6 возрастов к Р. X. Вместо практических потребностей их стремлениям к познанию руководил сугубо теоретический интерес; вместо подлежит авторитету (религиозному или традиционному) они желали строить все знание на логических аргументах (или и на опыте) — все доходя и, не удовлетворяясь приблизительными результатами, хотели достичь знания, теоретически совершенного до последней ступени (пор. греческую геометрию или астрономию с восточной). Даже в псевдонаучной сфере нпр. (астрология!) греки переделывали восточные традиции в том же сурово научном стиле. Удивления достойна также способность греков превращать, перетапливать элементы чужих культур в формы, свойственные греческому культурному стилю: поэтому очень трудно, почти невозможно объяснить, что в печатях греческой культуры оригинально, а что перенято, заимствованно из других культурных сфер. Есть лишь неуверенные догадки о том, что греки в философии позаимствовали от других восточных народов.
Последнее обновление ( 06.12.2009 )
 

Кто Онлайн

Посетителей нет.

Последние темы форума

  1. Ну это просто супер (alexgl)