Авторизация

Поиск людей

Главная arrow Философский ликбез
Размышление о книге С. А. Аскольдова «Гносеология»

Философский ликбез
Античная философия Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
25.12.2009


Античная культура многим обязана Востоку. Греческие авторы охотно говорят о египетском, финикийском или персидском происхождении самых различных ее элементов. Более того, протоэллинская Крито-микенская цивилизация была в высшей степени близка цивилизациям Ближнего Востока по своему внутреннему устройству. Разрушенная в результате нашествия варваров-дорийцев, она осталась в образах эпических поэм Гомера и археологических памятниках.

“Илиада” и “Одиссея” - поэмы-сказания, которые традиция приписывает легендарному слепому поэту-певцу (аэду) Гомеру - самый древний из дошедших до нас памятников духовной культуры Эллады. Из них мы узнаем о мировоззрении древних греков и в первую очередь об Олимпийской религии - представлениях о многочисленных божествах, местопребыванием которых народная фантазия считала гору Олимп.

Изучая пантеон древних греков, нельзя не обнаружить близкого родства жителей Олимпа с богами, которым поклонялись самые различные народы, говорящие на языках индоевропейской семьи - от Индии до Прибалтики.

В XIX в. европейские филологи сделали примечательное во многих отношениях открытие, обнаружив тождество трех древних богов. Их навело на эту мысль созвучие имен: одним из древнейших ведийских культов в древней Индии был культ божества, которое арии называли Дьяус-Питар, или Дьяус-отец. И этот же образ мы встречаем в мифах античного мира; у греков это Теос-Патер (Зевс), а у римлян Диес-Питер (Юпитер).

Последнее обновление ( 25.12.2009 )
Продолжение...
 
Деление истории русской философии на периоды. Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
11.12.2009

Ничто так определенно не подтверждает Самостоятельность и оригинальность русской философии, как наличность ее развития. Всякое развитие может быть только органическим, т. е. в нем можно проследить диалектическую связность, а не только одну историческую последовательность.
В собственном смысле слова, развитие русской философии надо начинать лишь с ХIХ-го века (захватив два последних десятилетия ХVIII-го века), но первым проявлениям самостоятельного философского творчества предшествовал довольно большой период, который можно назвать "прологом" к русской философии. Я имею в виду весь XVIII-ый век, когда Россия с чрезвычайной стремительностью и даже горячим увлечением стала впитывать в себя итоги европейской культуры. Увлечение Западом (доходящее порой до настоящего "плена" Западу) касалось и внешних и внутренних форм европейской жизни, - оно было обращено с особым энтузиазмом к тому богатому духовному миру Запада, который включал в себя разные течения, разные искания.

Последнее обновление ( 11.12.2009 )
Продолжение...
 
О самостоятельности русской философии. Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
11.12.2009

Русскую философию не раз упрекали в отсутствии "оригинальности". "Все, что Россия имела и дала философского, - читаем у одного историка русской философии, все это родилось либо из прямого подражания, либо из бессознательного подчинения себя чужим влияниям, либо из эклектического стремления слепить воедино несколько чужих мыслей". Если бы эти слова отвечали действительности, то, конечно, нельзя было бы говорить всерьез о "русской философии", и, конечно, не в чему было бы исследовать ее историю. Но в истории культуры всех народов всегда можно найти произведения, навеянные подражанием или чужими влияниями, - однако, если о них упоминают в исследованиях, то только для того, чтобы не забыть отметить на экране истории и темные ее страницы.

Последнее обновление ( 11.12.2009 )
Продолжение...
 
Общие особенности русской философии. Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
11.12.2009

Чрезвычайно важно отметить то, что философское творчество всегда движется к построению системы. Это и есть "план логоса" - здесь все то, что рождается из глубины духа, что встает в нем, не спрашивая ничьего разрешения, должно "вместиться" в систему, найти в ней свое место. В этом (психологическом) смысле философское творчество "монистично" - но конечно дело не в том, будет ли система строиться из одного исходного положения или из нескольких, а в придании "системности" всему содержанию духовной жизни. Если философское творчество и не всегда достигает системы, оно все же всегда движется к ней.

Последнее обновление ( 11.12.2009 )
Продолжение...
 
Исторические условия... Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
11.12.2009

Исторические условия развития философии в России.

Самостоятельное творчество в области философии, вернее - первые начатки его - мы находим в России лишь во второй половине XVIII века, в XIX же веке начинается эпоха интенсивного, все более разгорающегося, философского движения, которое определило пути философии в России. Было бы однако большой ошибкой думать, что до второй половины XVIII в. философские запросы были чужды русскому уму - в действительности они проявлялись достаточно часто, но, за небольшими и редкими исключениями, они находили обычно свое разрешение в религиозном миросозерцании. В этом отношении русская духовная культура до второй половины XVIII в. очень близка по своему стилю к западному средневековью с его основной религиозной установкой. Общим ведь фактом в истории философии (так было в Индии, в Греции, в средние века в Европе), является рождение философии, как самостоятельной и свободной формы духовного творчества из недр религиозного мировоззрения. Религиозное сознание, если оно оплодотворяет все силы духа, неизбежно и неизменно порождает философское творчество, - и вовсе не нужно при этом думать, что философская мысль всегда и всюду рождается из сомнения. Гораздо больше философская мысль движется изначальными интуициями, которые, хотя и уходят своими корнями в религиозное миросозерцание, но несут в себе свои собственные мотивы и вдохновения. Существенно здесь, однако, то, что философская мысль растет лишь в условиях свободы исследования, - и свобода внутренняя здесь не менее важна, чем свобода внешняя.

Последнее обновление ( 11.12.2009 )
Продолжение...
 
Елеаты. Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
09.12.2009

Елеаты

Третье течение наистарших греческих философов связана с греческими колониями в южной Италии, а именно с городом Елеи, потому представители этого течения известны под названием "елеатов" ("елейцев"). Первый из "елеатов" — Ксенофан происходил не из города Елеи, а из Колофону в Малой Азии, неподалеку от города Милету. Он родился где-то около 580 г. к Р. X. и в молодом возрасте начал путешествующую жизнь, как певец "рапсод"; дожил, как показывается до 100 лет. Стихотворения, "пение" Ксенофана, были не только поэтическими, но отчасти и философичными произведениями. В них он выступил главный, как критик традиционных религиозных представлений греков о богах, подобных людям, "антропоморфным": он высмеял богов Номера и Гезиода,что приписывали богам поступки, что мы их в человеческом мире считаем преступлениями. Этих "богов" люди образовали на свой собственный образец, — так и боги тракийцев или муринив подобны тем, что в них верят. Если бы кони и волы могли образовать обиды богов, то и те были бы подобны коням и предпочитал. Ксенофан идет дальше и отбрасывает в божества не только внешние, материяльни антропоморфические, человеческие черты, — он отбрасывает и представление, что боги имеют психически закрашенные человеческие черты: язык ("голос"), способность восприятия подобную человеческой (Бог — "все зрение, весь слух", говорит он). Действительный Бог единственный, невидный, что двигает весь мир лишь силой своего духа. Но он "мыслями не подобный смертным". Так на началах греческой мысли встречаем не только идею единобожну, идею монотеистки, но и монотеизм очень высокого уровня, представления, о Божестве, которое уже приближается к взглядам высших религий. Как пришел Ксенофан к своим взглядам, нам не ясно: все его отрывки, что к нам дошли, выражают его взгляды в форме афоризмов, утверждений, для которых не подаются никакие доказательства, кроме критических заметок по адресу популярного политеизма того времени.
Последнее обновление ( 09.12.2009 )
Продолжение...
 
Ионийские натурфилософы. Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
06.12.2009

Ионийские натурфилософы.

Одновременно с наистаршими питагорейцями появились в Греции философы другого типу, — "натурфилософия", что из наблюдений над природой делали определены философические выводы. Появилось это течение тоже в греческих колониях, но на противоположном конце греческого света, в Малой Азии, в богатом торговом городе Милети.

В 585 г. Талес из Милету должен был заранее предусмотреть солнечное затмение... Возможно, что Талес узнал о закономерном повторении солнечных и месячных затмений от вавилонцев, которым эта периодичность (т. зв. "сарос" — цикл в 19 приблизительно лет) была известна уже раньше. Но не это заимствование позволяет нам считать Талеса — рядом из Питагором — наистаршим греческим философом, а его утверждение о естестве мира. Талес должен был утверждать, что "естеством" является вода. Может, Талес пришел к своему мнению и под воздействием религиозной традиции религиозного почитання воды, рек и "океана". Талес, однако, собрал и доказательства, что субстанция является водой, все живое нуждается в вогкости (животные и растения питаются влажными веществами), семя животных и растений влажное и тому подобное. Но уже сама мысль, что вещи, какие мы видим, в действительности состоят из какой-то другой материи, чем и, которую мы видим нашими глазами и воспринимаем другими органами, делает его утверждение первым шагом до серьезной осанки одной из основных философических проблем, проблемы "субстанции", то есть "первобытной материи", из которой будет состоять все. Что Талес утверждал, что "все полное богов" и опирался на этом будто на наблюдении над загадочными качествами магнату, который притягивает железо, показывает, что он еще очень глубоко стоял в религиозных традициях, но и в этой религиозной сфере стремился подавать доказательства, аргументы. Утверждение, что "все" (вселенная) "полное богов" показывает, что Талес различал мир от божественного бытия, следовательно, не был "пантеистом".
Последнее обновление ( 09.12.2009 )
Продолжение...
 
ФИЛОСОФИЯ "ДОСОКРАТИЧНА" Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
06.12.2009

Питагорейци.

В самом начале греческой философии стоит загадочная фигура наполмитичного Питагора. О лице его ничего неизвестно определенного. Один из наших наикратчайших свидетелей, Аристотель, говорит о его сторонниках, как о т. зв. "питагорийцев", будто намекая, что это название не достаточно оправдано, и что основоположник этого течения в действительности может и не существовал. В каждом разе, почти ничего не зная о Питагоре (что должен был жить где-то круг 600 года перед Христом, происходил, как заверяет легенда, из острова самого Су и выселился к греческим колониям в южной Италии, где и встречаем позже его последователей), мы знаем в более поздние времена многочисленных "питагорейцев", что образовывали полурелигиозный орден или секту, что ее члены были связаны узлами личной приязни и определенным регулямином полуаскетической жизни.
Последнее обновление ( 06.12.2009 )
Продолжение...
 
Античная философия. Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
27.11.2009

Античная философия.


Греческий духовой мир значительно отличается от того Востока, среди которого он пришел к духовной зрелости. Сугубо практические стремлиння восточных народов, религиозная закраска целого мышления, которое часто подлежит авторитету и, ища "доказательств" и обоснования, удовлетворения "приблизительными" результатами, — все это не отвечало стремлением греков, как мы их познаем в пределы 7/6 возрастов к Р. X. Вместо практических потребностей их стремлениям к познанию руководил сугубо теоретический интерес; вместо подлежит авторитету (религиозному или традиционному) они желали строить все знание на логических аргументах (или и на опыте) — все доходя и, не удовлетворяясь приблизительными результатами, хотели достичь знания, теоретически совершенного до последней ступени (пор. греческую геометрию или астрономию с восточной). Даже в псевдонаучной сфере нпр. (астрология!) греки переделывали восточные традиции в том же сурово научном стиле. Удивления достойна также способность греков превращать, перетапливать элементы чужих культур в формы, свойственные греческому культурному стилю: поэтому очень трудно, почти невозможно объяснить, что в печатях греческой культуры оригинально, а что перенято, заимствованно из других культурных сфер. Есть лишь неуверенные догадки о том, что греки в философии позаимствовали от других восточных народов.
Последнее обновление ( 06.12.2009 )
 
СОКРАТ И СОФИСТЫ... Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
14.11.2009

СОКРАТ И СОФИСТЫ. ИХ ФИЛОСОФИЯ.

Софисты (с греч. — мудрецы, учителя мудрости).Это философская школа существовавшая в V — IV вв. до н. э.в Древней Греции. Представители этой школы выступали не столько в качестве философов-теоретиков, сколько в качестве философов-педагогов, обучавших граждан философии, ораторскому искусству и другим видам знаний. Софисты делятся на такие группы:
• старшие софисты ( V в. до н. э.) - Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Антифонт, Критий;
• младшие софисты — Ликофрон, Алкидамант, Трассимах.

Сократ разделял многие идеи софистов, но официально не принадлежал к выше указанным группам, и использовал софистику в практической деятельности.

Для софистов характерно:
• логически доказать правильность или неправильность той или иной мысли;
• к окружающей действительности критическое отношение ;
• стремление все проверить на практике;
• неприятие основ старой, традиционной цивилизации;
• отрицание старых традиций, привычек, правил, основанных на недоказанном знании;
• стремление доказать условность государства и права, их несовершенство;
• восприятие норм морали не как абсолютной данности, а как предмет критики;
• субъективизм в оценках и суждениях, отрицание объективного бытия и попытки доказать то, что действительность существует только в мыслях человека.

Последнее обновление ( 18.11.2009 )
Продолжение...
 
Декарт, Рене Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
12.11.2009
Image

Рене Декарт (31 марта 1596, Лаэ (провинция Турень), ныне Декарт (департамент Эндр и Луара) — 11 февраля 1650, Стокгольм) — французский философ а также математик, физик и физиолог, создатель аналитической геометрии и современной алгебраической символики, автор метода радикального сомнения в философии, механицизма в физике, предтеча рефлексологии.

Декарт происходил из старинного, но обедневшего дворянского рода и был младшим (третьим) сыном в семье. Он родился 31 марта 1596 года в городе Лаэ (La Haye en Touraine), ныне Декарт (Descartes), департамент Эндр и Луара, Франция. Его мать умерла, когда ему был 1 год. Отец Декарта был судьёй в городе Ренн и в Лаэ появлялся редко; воспитанием мальчика занималась бабушка по матери. В детстве Рене отличался хрупким здоровьем и невероятной любознательностью.

Последнее обновление ( 18.11.2009 )
Продолжение...
 
ОРТОДОКСИЯ Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
12.11.2009

ОРТОДОКСИЯ (лат. ortos - правильный, doxa - мнение)
* эквивалент православия (не в конфессиональном, но в оценочно-семантическом его смысле);
* философии культуры: феномен канонического воспроизведения в рамках традиции определенной теоретической системы, обретшей аксиологически акцентированный статус "учения", - вне значимых семантических трансформаций ее содержания, однако, при неизбежной редукции последнего с течением времени. В своем становлении каждая О. проходит такие этапы, как: (а) содержательное становление концепции; (б) оформление вокруг концептуального ядра будущей О. пояса культурных поведенческих программ, фиксирующих ее предпочтительный по отношению к другим концептуальным системам статус; (в) конституирование соответствующей концептуальной системы в качестве собственно О., что предполагает официальное санкционирование ее со стороны внеконцептуальных структур (государство, церковь и др.) посредством придания ей статуса единственно легитимной интерпретационной стратегии в соответствующей предметной области. Оформившаяся О. исключает релятивизм трактовки, обретая черты социальной мифологии и функционируя в режиме идеологии, и - в перспективе - имеет тенденцию к трансмутации от организованной в форме проблемного знания концепции к замкнутому и формализованному догматическому кодексу (см. "Скандал в философии"), тяготеющему - при аппликации на массовое сознание - к ка-техическим жанрам бытия в культуре. В философии постмодерна О. интерпретируется в качестве аксиологически выделенной "метанаррации" или "большой наррации" в рамках классики и модерна (Лиотар) - в отличие от принципиально плюральных постмодернистских нарративных практик (см. Нарратив).

Последнее обновление ( 18.11.2009 )
 
Сократ Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
12.11.2009
Image

Сократ (около 469 г. до н. э. Афины — 399 г. до н. э. Афины)

Сократ — древнегреческий философ, учение которого знаменует поворот в философии — от рассмотрения природы и мира, к рассмотрению человека. Приговорён к смерти за «развращение молодежи» и «непочитание богов». Его деятельность — поворотный момент античной философии. Своим методом анализа понятий (майевтика, диалектика) и отождествлением добродетели и знания он направил внимание философов на безусловное значение человеческой личности.

Сократ был сыном скульптора Софрониска и повитухи Фенареты, у него был брат по матери Патрокл. Получил разностороннее образование. Был женат на Ксантиппа. Принимал активное участие в общественной жизни Афин.

Последнее обновление ( 18.11.2009 )
Продолжение...
 
Платон Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
06.11.2009
Image

Платон (428/427 до н. э. - 348/347 до н. э.)

Платон (428 или 427 до н. э., Афины — 348 или 347 до н. э., там же) древнегреческий философ, ученик Сократа и учитель Аристотеля. Настоящее имя — Аристокл. Платон — прозвище, означающее «широкий, широкоплечий».

Точная дата рождения Платона неизвестна. Если верить источникам, большинство исследователей полагает, что Платон родился в 428—427 годах до н. э. в Афинах или Эгине в разгар Пелопонесской войны между Афинами и Спартой. По античной традиции днём его рождения считается 7 таргелиона (21 мая), праздничный день, в который по мифологическому преданию на острове Делос родился бог Аполлон.

Платон родился в семье, имевшей аристократическое происхождение, род его отца Аристона возводили к последнему царю Аттики Кодру, а предком Периктионы, матери Платона, был афинский реформатор Солон. Также согласно Диогену, Платон был зачат непорочно и вообще просматривается много параллелей с биографией Иисуса Христа.

Последнее обновление ( 18.11.2009 )
Продолжение...
 
Аристотель Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
06.11.2009
Image

Аристотель (384 — 7 марта 322 ).


Аристотель (384 до н. э., Стагир — 322 до н. э., Халкида)великий древнегреческий философ и учёный. Он первый учёный, создавший всестороннюю систему философии, охватившую все сферы человеческого развития - логику, метафизику, математику, физику, биологию, ботанику, этику, политику, сельское хозяйство, медицину, танцы и театр. Некоторые из этих классификаций все еще гашеные сегодня. Он был студентом Платона. Тот в свою очередь учился у Сократа.
С 343 до н. э. — воспитатель Александра Македонского. В 335/4 г. до н. э.основал Ликей (Лицей, или перипатетическую школу). Аристотель является основоположником формальной логики. Он создал понятийный аппарат, который до сих пор пронизывает философский лексикон и сам стиль научного мышления.

Как плодородный автор и эрудит, Аристотель коренным образом преобразовал большинство, если не все, области знания, которого он касался. За свою жизнь Аристотель написал до 200 трактатов, из которых только 31 сохранились.К сожалению для нас, эти работы в форме лекционных примечаний и призывные рукописи никогда не предназначались для общего лекторства, так они не демонстрируют его считается прозаичный стиль, который привлек много больших последователей, в том числе римлянин цицерон.

Последнее обновление ( 18.11.2009 )
Продолжение...
 
Древнегреческая философия, Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
04.11.2009

Древнегреческая философияодна из двух ветвей античной философии, возникшая в VI веке до н. э. в Древней Греции и существовавшая до конца рериода античности. К древнегреческой философии по методам, идеям, и терминологиям относится философия греческой части Римской империи, и вообще большая часть философских текстов, созданных в этот период на древнегреческом языке.

* Запрет христианством древнегреческой философии.
* Значимость древнегреческой философии.

Последнее обновление ( 18.11.2009 )
Продолжение...
 
Фалес Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
04.11.2009
Image

Фалес Милетский (640/624 — 548/545 до н. э.)


Фале́Милетский (VII века до Р. Хр.)древнегреческий философ и математик из Милета (Малая Азия). Представитель ионической натурфилософии и основатель милетской (ионийской) школы, с которой начинается история европейской науки. Именем Фалеса названа геометрическая теорема.

Существует несколько версий относительно времени жизни Фалеса .
Одни источники утверждают, что он родился в период с 39-й по 35-ю олимпиаду, а умер в 58-ю в возрасте 78 или 76 лет, то есть прибл. с 624 по 548 до н. э..
Другие источники сообщают, что Фалес был известен уже в 7-ю олимпиаду (752—749 до н. э.); но в целом время жизни Фалеса сводится на период с 640—624 по 548—545 до н. э., т.о. умереть Фалес мог в возрасте от 76 до 95 лет.

Последнее обновление ( 18.11.2009 )
Продолжение...
 
Боэций. Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
04.11.2009
Image

Аниций Манлий Торкват Северин Боэций (Д.р.:480-д.с.:524)


Аниций Манлий Торкват Северин Боэций (лат. Anicius Manlius Torquatus Severinus Boëthius), римский государственный деятель, христианский философ-неоплатоник.

Был выходцем из знатного римского рода Анициев. Образование получал, предположительно, в Александрии и Риме. Был усыновлён Квинтом Симмахом (консулом, затем главой сената и префектом Рима), женился на его дочери.
Будучи приближённым к королю остготов Теодориху Великому, захватившему в 493 году северную Италию, Боэций занимал высшие государственные посты: в 510 консул в Равенне, в 522 первый министр королевства (magister officium). Но это возвышение закончилось падением. В 523-524 был обвинения в государственной измене в предательских связях с Византией и заключён в тюрьму. Вкоре был казнён. Могила Боэция находится в городе Павия.

Последнее обновление ( 18.11.2009 )
Продолжение...
 
Античная философия. Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
27.10.2009

Античная философия.

Античная философия — философия античности, подразделяется на древнегреческую и древнеримскую. Традиционно первым античным философом считается Фалес, а последним — Боэций. Античная философия сформировалась под влиянием и воздействием предфилософской греческой традиции, которую условно можно рассматривать как ранний этап самой античной философии, а также воззрений мудрецов Египта, Месопотамии, древневосточных стран.

Греческий духовный мир значительно отличается от того Востока, среди которого он пришел к духовной зрелости. Сугубо практическое стремление восточных народов, религиозная закраска целого мышления, которое часто подлежит авторитету и, ища "доказательства" и обоснования, удовлетворения "приблизительными" результатами, — все это не отвечало стремлением греков, как мы их познаем в пределы 7/6 возрастов к Р. X. Вместо практических потребностей их Стремлинням к познанию руководил сугубо теоретический интерес; вместо подлежащему авторитету (религиозному или традиции) они желали строить все знания на логических аргументах (или и на опыте) — все доходить и, не удовлетворяясь приблизительными результатами, хотели достичь знания, теоретически совершенного до последнего ступня (пор. греческую геометрию или астрономию с восточной).Даже в псевдонаучной сфере нпр. (астрология!) греки переделывали восточные традиции в том же сурово научном стиле.Удивления достойна также способность греков превращать, перетапливать элементы чужих культур в формы, свойственные греческому культурному стилю: поэтому очень трудно, почти невозможно определить, что в печатях греческой культуры оригинально, а что перенято, заимствованно из других культурных сфер.Есть лишь неуверенные догадки о том, что греки в философии позаимствовали от других восточных народов.

Наше изложение мы начинаем с того момента истории греческой философии, (когда) встречаем вместо авторитетом традиции подпертого миту уже утверждения теоретического характера, операясь не на авторитет, а на собственном мнении "философов".

Сами греки приписывали разные остроумные или и действительно глубокие "сентенции", высказывания, пословицы разным "мудрецам" ("семь мудрецов").И этот исторический интересный материал оставляем здесь на боку, — не практическая жизненная "мудрость", а теоретическое мышление, есть то, что нас интересует.

Последнее обновление ( 18.11.2009 )
Продолжение...
 

Кто Онлайн

Посетителей нет.

Последние темы форума

  1. Ну это просто супер (alexgl)