Авторизация

Поиск людей

Главная
Advertisement

Внимание новые статьи!

В разделе "Новости" появились новые новости.

Внимание новые новости!

В разделе "Статьи" появились новые статьи.
Размышление о книге С. А. Аскольдова «Гносеология»

Вышел в свет сборник работ выдающегося русского философа Сергея Алексеевича Аскольдова Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
20.06.2012

В Издательстве Московской Патриархии вышел в свет сборник работ выдающегося русского философа Сергея Алексеевича Аскольдова (1871—1945), профессора Петербургского университета.

В связи с выходом в Издательстве Московской Патриархии сборника работ русского философа Сергея Алексеевича Аскольдова его научный редактор кандидат философских наук, доцент Олег Петруня дал интервью сайту www.rop.ru

Имя Сергея Алексеевича Аскольдова неизвестно широкому кругу читателей. Расскажите немного о нем и об изданной книге?

По распространенному сегодня убеждению русскую философию создавали кто угодно, только не Аскольдов. Называют В. С. Соловьева, Н. А. Бердяева, И. А. Ильина, отца Павла Флоренского, А. Ф. Лосева. Между тем С. А. Аскольдов в начале ХХ в. оказался в центре общеевропейской полемики. Причем в области, которая для русской философии была скорее периферийной, а для тогдашней Европы одной из главных – теории познания. Причем включился он в нее раньше, чем его университетский товарищ Николай Онуфриевич Лосский. В 1900 г. вышла в свет книга Аскольдова «Основные проблемы теории познания и онтологии», в которой он критикует теорию познания И. Канта, а в 1914 г. – его еще более серьезная работа «Мысль и действительность», в которой критическому анализу подвергнуты ранние произведения основателя современной феноменологии чрезвычайно популярного сейчас, я бы даже сказал, модного философа Эдмунда Гуссерля. В нашей книге среди прочих трудов мы поместили небольшую работу Аскольдова «Гносеология», вышедшую в 1919 г. и представляющую собой обзор основных европейских гносеологических учений. Подробнее об авторе читатель сможет узнать из моей вступительной статьи к книге «С. А. Аскольдов: несостоявшаяся революция в теории познания».

Почему сегодня столь важны гносеологические вопросы, в чем их актуальность?

Я начну с примера. Современную лингвистику нельзя представить без такого важного раздела, как концептология. Так вот, концептология в России начинается с небольшой статьи С. А. Аскольдова «Концепт и слово» (впервые изданной в 1928 г.). В нашем сборнике она также имеется. Сергей Алексеевич разработал понятие концепта (смысл, содержание понятия) на философском гносеологическом уровне, что в дальнейшем позволило пользоваться им в области конкретной науки лингвистики. Кстати, споры о природе концепта идут до сих пор. Однако они зачастую бесплодны, поскольку ведутся на научном уровне, в то время как концепт – метанаучное (философское) понятие. Решите проблему концепта на философском уроне, а затем транслируйте ее в область науки и работайте. А этого как раз многие исследователи и не понимают. Мол, зачем нам философия – мы и так семи пядей во лбу. Дело в том, что гносеология как раздел философии имеет колоссальное значение для человеческой деятельности. Она фактически определяет такую область, как методология. А последняя есть набор способов и приемов решения проблем в прикладных сферах, начиная с науки, обучения, воспитания и заканчивая управлением, инженерным творчеством и даже книгоизданием. Сложность в том, что проследить механизм влияния некоторой гносеологической проблемы, точнее того или иного варианта ее решения, в конкретной области требует экспертного мышления.

Каковы, на Ваш взгляд, перспективы у гносеологических идей Аскольдова?

Я думаю, они пройдут трудный путь, пока попадут в учебники по философии. Мне приходилось уже не раз их озвучивать, однако понимание среди отформатированных современным бессистемным мышлением людей затруднено. Трижды на всероссийских конференциях по логике в Петербурге мне приходилось говорить на эту тему. Реакция слабая – каждый исследователь зачастую решает свою маленькую проблемку в известной для него предметной области. Посмотреть шире – затруднительно. Иногда поднимаемые вопросы вызывают даже агрессию. Причина в том, что Аскольдов указывает на следующее: большая категория современных ученых, как в одном известном анекдоте, ищут не там, где потеряли, а там, где светло. Тем не менее результаты уже сегодня есть. Известный логик Б. В. Бирюков (я имел счастье учиться у него) в одной из книг серии «Трудные времена философии» упоминает и Аскольдова, и нашу с ним совместную работу по актуализации наследия этого замечательного русского философа.


В книге указано, что издание осуществлено при поддержке кафедры философии и методологии науки философского факультета МГУ. В чем эта поддержка выражалась?

Действительно, именно эта кафедра в лице ее руководителя профессора В. Г. Кузнецова поддержала издание трудов С.А. Аскольдова (на этой кафедре и под руководством В.Г. Кузнецова я имел честь готовить и защищать свою диссертацию). А началось все с Ломоносовских чтений 1997 г., когда я, будучи аспирантом, свой доклад посвятил Аскольдову и его учению об аналогии как методе познания. Не столько моими усилиями, сколько советами, конструктивными замечаниями, ценными обсуждениями с научным руководителем и коллегами по кафедре пожелтевшие страницы почти столетней давности предстали совсем в другом свете: был открыт их колоссальный гносеологический и логико-методологический потенциал. Сегодня, держа в руках изданную книгу С. А. Аскольдова, Валерий Григорьевич Кузнецов сказал, что статья «Аналогия как основной метод познания», помещенная в сборнике, полностью соответствует его представлениям об аналогии. А ему приходится читать лекции в университете по данной логико-методологической проблеме уже не первый год. Кроме того, он учитывает при этом все достижения философии последних десятилетий. Следовательно, Аскольдов современен, так же как современна русская философия. Собственно, изданием книги мы и хотим это показать.

Сегодня, когда у нас издают Бердяева и Ильина, надо ли доказывать, что существует оригинальная русская философия?

Должен сказать, что это не так. На Западе никакой русской философии не знают. В нашей стране к работам русских философов относятся зачастую, как к архивным материалам. Из сказанного вытекают и цели издания книги. Во-первых, показать, что русская философия была, есть и, надеюсь, будет. Во-вторых, продемонстрировать, что в русской философии есть действительно серьезные достижения, актуальность которых только нарастает. В-третьих, показать современному исследователю верное направление научных поисков, заданное христианским мировоззрением и здоровой философией.

Беседовал Вячеслав Виш

БИБЛИОТЕКА РУССКОЙ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ
С. А. Аскольдов.
ГНОСЕОЛОГИЯ. СТАТЬИ
Очередная книга из серии «Библиотека русской философской мысли» знакомит читателя с гносеологическими идеями выдающегося русского философа Сергея Алексеевича Аскольдова (1871—1945), профессора Петербургского университета. В сборник включены работы, созданные мыслителем в конце 10-х — 20-е гг. XX века, большая часть из которых с того времени не переиздавалась.

Подробнее о книге >>>


Просмотров: 6485

Ваш коментарий будет первым

Добавить коментарий
Имя:
E-mail
Коментарий:



Код:* Code

Последнее обновление ( 20.06.2012 )
 
< Пред.   След. >

Кто Онлайн

Посетителей нет.

Последние темы форума

  1. Ну это просто супер (alexgl)