Авторизация

Поиск людей

Главная
Advertisement

Внимание новые статьи!

В разделе "Новости" появились новые новости.

Внимание новые новости!

В разделе "Статьи" появились новые статьи.
Размышление о книге С. А. Аскольдова «Гносеология»

Локальное или общечеловеческое? Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
28.04.2015

Петруня О.Э.

Западная наука, будучи локальной по происхождению, с ограниченной видимостью масштабов и перспектив (например, Декартово сидение в печке с последующей формулировкой «радикального сомнения» не может считаться универсальным опытом), является ограниченно европейской, так сказать, взглядом из собственной «европейской периферии», не вселенским опытом «мудрецов», а специфической европейской «болотной оппозиционностью» вселенскому, со своими «куликами» и прочей живностью.

О европейском культурном опыте в целом блестяще написал ещё в начале ХХ века выдающийся русский лингвист и философ Н. С. Трубецкой в статье «Европа и человечество»: «При оценке европейского космополитизма надо всегда помнить, что слова «человечество», «общечеловеческая цивилизация» и прочее являются выражениями крайне неточными и что за ними скрываются очень определённые этнографические понятия. Европейская культура не есть культура человечества. Это есть продукт истории определённой этнической группы».
Остановимся на некоторых замечаниях, позволяющих под завесой евромифологии увидеть «голого евроинтеллектуала».

Кому принадлежит античное наследство?

Первое. Сегодня мы стоим перед необходимостью освободиться от устойчивого заблуждения, внедрённого в массовое (в том числе научное) сознание, что западноевропейская культура со всеми её компонентами, включая философию и науку, является наследницей античной греко-римской культуры. Таковой наследницей была Византия, православная Римская Империя, Второй Рим. Забвение этого – во многом результат исторического противопоставления Византии, на котором сложился западный исторический проект.

После предательского захвата крестоносцами Константинополя в 1204 г. и его окончательного падения в 1453 г. память о Православной Империи Ромеев стала планомерно шельмоваться и устраняться из литературных источников. Её культурное наследие было бесцеремонно присвоено, как некогда «псами-рыцарями» были прихвачены сокровища Царьграда.

Достаточно сказать, что сегодня в учебниках по истории философии и науки вы не встретите повествования о философии или науке византийского круга (включая такие факты, например, как создание «логического квадрата» Михаилом Пселлом, или существование университета в Константинополе за столетия до возникновения западноевропейских аналогов), как будто её никогда не было. Зато есть упоминание о «каролингском возрождении», которое в сравнении с византийской образованностью выглядело как начальные классы сельской школы на фоне университета.

Без права на истину

Второе. Европейская философия и наука никогда не представляла собой цельного явления, являлась причудливой смесью различных компонентов: античных и христианских, иудейских и оккультных, рациональных и эмпирических. Уже родоначальник западноевропейской мысли Августин Аврелий, находившийся в значительной зависимости от неоплатонизма, в своих концептуальных построениях был противоречив. Из его взглядов одни мыслители выводили рационалистические концепции, другие волюнтаристские.

Сегодня ситуация в западной науке дошла до тотального плюрализма на всех уровнях и во всех сферах. Такое положение дел возникло от страха, что чьё-либо частное мнение будет выдано за абсолютную истину. Не последнюю роль в этом сыграла и неудача, а, по сути, крах проекта «универсального разума» (Просвещение), на котором строилась вся прогрессистская футурология, философия и наука нового времени.

На место истины постепенно проникли различные маргинальные мнения, создавшие в дальнейшем научно-философский мейнстрим. Сегодня в западных странах существуют нормативные акты, которые не просто запрещают определённую точку зрения в науке, но и предполагают её уголовное преследование. «Новые стандарты», в которых доминирует «толерантность» вместо истины, являются идеологическим прикрытием новой модели «знания» (в сущности картины мира), всё более приобретающей черты «оккультной технонауки».

Наука и оккультизм

Третье. Рациональная западноевропейская наука в традиционном для обывателя смысле зародилась в эпоху Возрождения и окончательно сложилась в Новое время в процессе борьбы со средневековым «религиозным мракобесием» и «обскурантизмом». Однако этот тезис требует серьёзной корректировки.

Классическое европейское естествознание в начале Нового времени возникло после мировоззренческой мутации эпохи Возрождения на основе оккультной философии. Чтобы оправдать эту мутацию, в массах был распространен миф о борьбе свободолюбивых учёных против средневековых обскурантов и мракобесов. В этом случае чаще всего приводится в качестве примера судьба оккультиста и чернокнижника Джордано Бруно, сожжённого на костре в 1600 г. якобы за отстаивание научных истин.

Лженаучная (а на самом деле оккультная) философия возрожденцев была по-своему религиозной. Но эта религиозность – иного духа. Следует сказать, что данный тип религиозности сохранился до сих пор. Сегодня в его рамках строится новый мировой порядок. В научной среде поддерживается лишь материалистическая точка зрения, которая в ситуации кризиса релятивистской методологии и роста числа научных аномалий (термин Т. Куна) зачастую способствует распространению техногностических (полуоккультных) настроений среди учёных.

Как быть?

Мы вслед за Иваном Ильиным предлагаем «осмыслить гибельный фантом противорелигиозной науки и трагическую немощь противонаучной религии» , осознать те преграды для развития человеческой цивилизации, которые порождены указанными нами европейскими научными мифами.

Это путь возвращения научной мысли к союзу истины, добра и красоты, как триединого методологического принципа, к чему призывали в том числе многие русские учёные и философы.
И об этом мы обязательно расскажем. Продолжение следует…


Просмотров: 1883

Ваш коментарий будет первым

Добавить коментарий
Имя:
E-mail
Коментарий:



Код:* Code

Последнее обновление ( 29.04.2015 )
 
< Пред.   След. >

Кто Онлайн

Посетителей нет.

Последние темы форума

  1. Ну это просто супер (alexgl)