Авторизация

Поиск людей

Размышление о книге С. А. Аскольдова «Гносеология»

Как понимать ход развития человечества. Смысл человеческой жизни. И многое другое Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
28.10.2015

Титов Вячеслав Михайлович
E-mail: Этот адрес e-mail защищен от спам-ботов. Чтобы увидеть его, у Вас должен быть включен Java-Script

Общественная собственность

В настоящее время нет четкого понимания, что такое общественная собственность.

Попробуем разобраться.

«Собственность – отношение людей по поводу присвоения средств производства и создаваемых с их помощью материальных благ.

Средства производства могут находиться в собственности всего общества, это когда к ним обеспечивается одинаковое отношение всех членов общества – общественная собственность, или у части общества – частная собственность». («Философский словарь»)

Чтобы понять, что же такое общественная собственность, надо разобраться в двух терминах: «общество» и «одинаковое отношение».

Под «обществом» будем понимать и тех его членов, которые еще не родились, но за ними уже закреплено, что они при рождении или достижении определенного возраста на ряду с остальными членами общества получают право одинакового отношения к тому, что находится в общественной собственности.

Под «одинаковыми отношениями» будем понимать такие отношения, при которых не используется, не присваивается труд других членов общества. Обратимся к сельскохозяйственным общинам, которые существовали в России до XX века. В этих общинах в общественной собственности была земля. Одинаковое отношение к земле выражалось в том, что она каждый год перераспределялась между членами общины в зависимости от количества едоков (или работников). В отношении частной собственности. Община являлась составной частью более большего общества, проживающего на территории России. Для остальных жителей России земля общины находилась в частной собственности общины. Если община решала часть земли продать или прикупить, то она выступала как частный собственник. Купля-продажа может происходить только между частными собственниками.

Когда зародилось человечество, в общественной собственности (то есть к чему обеспечивалось одинаковое отношение) находилась природа с её богатствами – первобытный коммунизм.

Если мы разберемся, почему и по каким причинам появилась частная собственность, то поймем, как и когда возникнет снова общественная собственность и в чем она будет выражаться уже на более совершенном уровне, исходя из закона «Отрицание отрицания», а не по воле человека. Но самое главное, поймем современный ход развития человеческого общества.

Человечество это самозародившаяся, самоорганизующаяся, саморегулирующаяся, саморазвивающаяся сложная система. Такая система развивается эволюционно с помощью проб и ошибок по определенным законам развития. Саморазвитие заложено в природе человеческого общества (см. ниже) Не было бы саморазвития – не было бы самозарождения.

Чтобы выжить, инстинкт самосохранения заставляет Homo-sapiens жить племенем и объявить землю и все, что на ней растет и бегает, собственностью племени. Что бы ты не добыл, все подвергалось уравнительному способу распределения. При уравнительном способе распределения добытой пищи «одинаковые отношения» выполняются не полностью: сильный добудет больше – слабый использует труд сильного. (Работящими или ленивыми, волевыми или безвольными, умными или не очень и т.д. рождаются (смотри ниже). Для удобства изложения всех людей поделим на сильных и слабых). Голод заставляет сильного мириться с этим (с мамонтом, каким бы ты сильным не был, в одиночку не справиться). С совершенствованием орудий охоты в какой-то степени побеждается голод. Появляется избыточная пища. Выясняется, что уравнительный способ распределения добычи без внешнего воздействия – голода – не поощряет человека к дальнейшей добыче пищи (сильный не хочет работать на слабого). А инстинкт самосохранения заставляет накапливать избыточную пищу на экстремальный случай. Это противоречие разрешается распределением пищи по трудовому вкладу. Появляется частная собственность на часть добытой пищи. Добыча пищи – это присваивающая экономика. При переходе на производящую экономику (земледелие, скотоводство) человек стал менее зависим от природы и практически победил голод. Теперь сильному слабый не брат (сильный может обойтись без слабого). Для ведения земледелия и скотоводства нужна земля. Тормозом для роста производящей экономики становится общественная собственность на землю. Никто не хотел вкладывать труд в землю, если потом она достанется другому. Землю поделили между членами племени. Появилась частная собственность на средства производства. Сильные создают сильные хозяйства, слабые – слабые. В экстремальных ситуациях (неурожай) слабый приходит за помощью к сильному. Самоутверждение (смотри ниже) выливается во власть над слабыми. Чем больше от тебя зависимых, тем больше у тебя власти, тем больше самоутверждения. Чем сильнее твое хозяйство, тем больше от тебя зависимых. Сам сильный имеет ограниченные физические возможности, но может заставить работать на себя слабых. Начинается эксплуатация сильными слабых. Наступает эра эксплуататоров и эксплуатируемых. Разделение общества на классы способствовало увеличению производства материальных благ. Тут надо заметить, что в человеческом обществе, как сложной самозародившейся, саморегулирующейся, саморазвивающейся системе, не заложены понятия справедливости и несправедливости. Сложная система функционирует в режиме эффективности. Система, где сильный заставляет работать слабого – эффективна, где слабый не дает работать сильному – не эффективна. А если система работает эффективно (развивается), то в конечном итоге выигрывают и слабые. Что мы и наблюдаем в наше время.

Чем больше общество переходило от пользования к производству, тем больше общественная собственность заменялась частной. Присваивающая экономика – общественная собственность, производящая экономика – частная собственность. Исходя из вышесказанного, сделаем вывод, что и частная собственность будет заменяться общественной постепенно (в соответствии с эволюционным законом развития сложной системы) с переходом уже от производящей экономики к присваивающей. Этот переход начался с того момента, как человек начал создавать приспособления, машины (механизмы, повышающие производительность труда). Особенно это заметно, когда человеческое общество перешло к промышленному производству. Зададимся вопросом: почему работник в XX веке по сравнению с работником XIX века, затрачивая меньше усилий, получает намного больше материальных благ? Ответ ясен. Он работает на более производительном оборудовании, т.е. присваивает продукцию, создаваемую машинами. К чему выражается одинаковое отношение всех членов общества? К достижениям цивилизации. В чем оно выражается? В возрастающем материальном уровне жизни человека, социальной защищенности пенсионеров, инвалидов, безработных и т.д.

Чем меньше людей будет работать в производственной экономике, тем больше общественной собственности. Когда в производстве материальных благ машины заменят последнего человека, частная собственность будет полностью заменена общественной. Раз нет труда, то о присвоении или использовании чужого труда не может быть и речи (смотри ниже). Справедливость в отношении распределения материальных благ восторжествует. Кто был собственником фабрик, заводов, природных богатств в Советском Союзе?

Право собственности сводится к трем правомочиям: праву владения, праву пользования, праву распоряжения имуществом. Я собственник машины. Я ею владею, пользуюсь (езжу на ней), распоряжаюсь (могу разбить, выбросить, продать, подарить, одолжить). М.С.горбачев в своих выступлениях часто повторял, что власти больше, чем у Генерального секретаря КПСС до 1985 года, не было ни у кого в мире. У него такая власть была потому, что он являлся ультрамонопольным собственником всего, что находилось на территории Советского Союза. Будучи монопольным собственником, он распоряжался не только средствами производства, но и даже тем, куда течь рекам, что производить, что народ должен есть, как одеваться, что смотреть, слушать, читать т.д.

Здесь имеется одно «но», которое смущает некоторых в определении собственника. Во всем мире право собственности на средства производства наследуют по родственному признаку, а в Советском Союзе право распоряжения заводами и пр. наследовали по партийной принадлежности. Это и понятно. Когда организованная группа людей насильственным путем захватывает имущество, то после смерти предводителя право распоряжения переходит к ближайшему соратнику. В 1917 году Коммунистическая партия насильственным путем захватила все, что находилось на территории будущего Советского Союза, и присвоила себе право распоряжаться всем этим.

Для выяснения того, какой строй был в Советском Союзе, вспомним закон «Соответствия производственных отношений уровню развития производственных сил». При натуральном хозяйстве человечество додумалось до разделения труда, что вызвало появление машин, которые резко повысили производительность труда. Натуральное хозяйство превратилось в товарное. Между товаропроизводителями началась конкуренция. Слабые стали разоряться. На рынке появился особый товар – рабочая сила. Это означало превращение товарного производства в капиталистическое, ибо только наличие наемного труда создает прибыль на вложенные средства, превращает деньги в капитал – самовозрастающую стоимость. Других производственных отношений при промышленном производстве не может быть. Представим страну, где все предприятия принадлежат работникам (коллективная собственность). Раз предприятия самостоятельные, то между ними возникнет конкуренция. Слабые предприятия, не сумевшие с выгодой продать свой товар, а, следовательно, покрыть свои расходы, разорятся. На рынке появится особый товар – рабочая сила. Мы опять придем к тому, что все общество поделится на хозяев (работодателей) и наемных работников. В Советском Союзе трудовой народ нанимался на предприятия монопольного собственника и создавал прибавочную стоимость, которую собственник использовал исключительно в интересах собственного самоутверждения – на развитие экономики по пути индустриализации и милитаризации.

Тут надо сказать, что при монопольной собственности нет конкуренции, а, следовательно, нет рыночных отношений, что приводит к слабым товаро-денежным отношениям, т.е. капиталистические производственные отношения частично трансформируются в рабовладельческие. «Государство делает вид, что нам платят зарплату, мы делаем вид, что работаем».

Поэтому изначально все реформы Н.С.Хрущева (которые не затрагивали производственные отношения) по повышению производительности труда были обречены на провал.

Диктатура пролетариата. Вспомним закон «Единства и борьбы противоположностей». При промышленном производстве население разделилось на буржуазию и пролетариат. Между классами началась борьба. Но эта борьба не подразумевает не только, что одна противоположность должна уничтожить другую, но и то, что одна из противоположностей может доминировать над другой. Предположим, буржуазия взяла верх и стала меньше платить пролетариату. У населения стало меньше денег и оно не может выкупить всю выпускаемую продукцию. Продукция пошла на склад. Предприятия закрываются. Общество деградирует. Предположим, пролетариат взял верх и заставил буржаузию выплачивать всю зарплату или почти всю. Вкладывать в совершенствование и расширение производства нечего. Общество не развивается. Сложная система в таком положении долго находиться не может. Численность населения растет, материальный уровень жизни падает – общество деградирует.

Законы развития отличаются от физических законов. Физические законы постоянны. Законы развития проявляются только с зарождением какого-то явления и проявляются в самом начале в малую силу. С набором скорости развития явления усиливается и проявление законов развития. Когда явление в своем развитии подходит к концу, ослабевает и проявление законов развития. С окончанием явления заканчивается и проявление законов.

Разделение общества на эксплуататоров и эксплуатируемых произошло не в одночасье. Разделение шло постепенно. При полном разделении проявляется и в полную силу закон «Единства и борьбы противоположностей» В этой борьбе путем проб и ошибок и создается оптимальные условия для сохранения рода человеческого (повышения материального благосостояния наемных работников) и развития общества.

Заметим, что с развитием явления сложная система самоусовершенствуется. На заре разделения общества на эксплуататоров и эксплуатируемых, эксплуататор большую часть прибавочного труда мог тратить на себя. С появлением товарного производства конкуренция была слабой. Но возникающие капиталистические предприятия, применяющие более производительное оборудование, увеличивали производство, что усиливало конкуренцию, которая разоряла слабые хозяйства и способствовала все большему переходу производства на капиталистические производственные отношения. Вот она сложная система со взаимодействием причины и следствия. А дальше происходит то, что капиталист попадает в «заколдованный круг», когда он вынужден всеми силами развивать эту систему. Возросшая конкуренция заставляет капиталиста, чтобы сохранить то, что он имеет, вкладывать большую часть прибавочного труда в развитие производства (иначе конкуренты его сожрут), т.е. происходит возвращение большей части прибавочного труда эксплуатируемым.

Как постепенно возникло разделение общества, так при приближении к концу экономического этапа (см. ниже) будет постепенное стирание различий между противоположностями или их слияние. По последним сообщения прессы в развитых странах идет стабильный рост доли акций в руках непосредственных производителей (на некоторых предприятиях акции имеют до 80% производителей)

«Диктатура пролетариата» - это или непонимание законов развития, или лозунг для захвата власти.

Социализм. «Социализм – это строй, в котором отсутствует эксплуатация человека человеком…» (БСЭ) Раз нет эксплуатации, то материальные блага в данном обществе должны распределяться в соответствии с той долей, которую человек внес в общий общественный продукт. Неискусный работник сделает 5 деталей, искусный – 20 деталей. Разница в доходах в 4 раза. А крупные изобретатели, ученые, организаторы и т.д., вообще талантливые люди будут получать больше по сравнению с подавляющим числом населения на порядок и более. Такое общество будет расслаиваться на бедных и богатых со для зарождения. Это общество для большинства людей будет более несправедливым, чем капиталистическое. Экономическое развитие – это эксплуатация будущими поколениями предыдущих, что ведет к понижению возможного на данный момент уровня жизни. Например, общество из 100 человек полностью себя обеспечивает. Теперь десятерых выделим на строительство заводов и т.д. Ясно, что уровень жизни жителей упадет на одну десятую.

Поэтому человеческое общество, как сложная самозародившаяся, саморазвивающаяся система при таком строе функционально существовать не может. Так что разговоры про социализм – просто сказки.

Инстинкт самоутверждения (или смысл человеческой жизни).

Человек рождается уникальным (с разными способностями, наклонностями, характером, сколько людей на земле – столько уникальностей) и смысл его жизни выразить эту уникальность (что он не такой, как все, он в чем-то лучше), т.е. самоутвердиться в жизни. Человек наделен инстинктом самоутверждения.

Человек самоутверждается во всем: в росте благосостояния, власти, влияния на других, обладании престижными вещами, в карьере, одежде, поведении, унижении другой нации, невосприятии другой религии, террористических актах и т.д. и т.п. Люди могут самоутверждаться в причастности к какому-то движению, членстве в какой-то организации, часто ставящей цели, только ими понимаемые и не приемлемые для большинства (мы не такие, как большинство, но чем нас больше, тем мы правее).

Человек самоутверждается всю жизнь. Отошедший от активной жизни самоутверждается в мыслях, воспоминаниях, мечтах. Если человек не самоутверждается, значит его уже нет.

Границ самоутверждения нет, пока есть соперники, конкуренты.

Феномен Н.С.Хрущева. Став Генеральным секретарем КПСС, главой СССР, Н.С.Хрущев стремится к дальнейшим вершинам. Дальнейшему расширению влияния на другие страны и мировые события стали препятствовать ограниченные возможности экономики страны и растущее могущество капиталистического мира, особенно США (почему они и стали врагом номер один). Но есть следующая ступенька: быть не просто главой СССР, а стать «отцом всех народов». Но эта вершина занята мертвым Сталиным. Хрущев развеивает культ личности Сталина, выносит гроб из мавзолея и этим расчищает себе путь для дальнейшего самоутверждения. Начинается культ личности Хрущева, он становится самым, самым, самым… В философии имеются два взгляда на основу функционирования и развития общества: биологический и социальный. В первом случае движущей силой поведения человека являются его биологические потребности и инстинкты. Во втором – «в основе развития общества лежат не биологические, а социальные процессы, в том числе разделение труда, борьба нового уклада общественной жизни со старым» [1]

Конечно, разделение труда дало сильнейший толчок для развития общества, но откуда и почему оно взялось?

В основе основ развития и функционирования человеческого общества лежат два инстинкта – инстинкт самосохранения и инстинкт самоутверждения. На начальном этапе развития, когда человеку нужно было выжить, в трудовой деятельности (добыче пищи) верховодит инстинкт самосохранения, который заставляет совершенствовать орудия охоты, труда. Но по мере того как побеждался голод, стимулом для деятельности человека становится инстинкт самоутверждения. Чего не хватает современному человеку? Он хорошо питается, биологические потребности удовлетворены, имеет удобную квартиру, шикарную машину и т.д. Зачем он хочет жить еще лучше, хотя живет намного лучше, чем жили раньше фараоны? Зачем капиталист рискует своими деньгами, имея миллионы, миллиарды долларов и т.д.? Они самоутверждаются: хотят быть равными среди первых и первыми среди равных. «Люди не хотят быть богатыми, люди хотят быть богаче других» (Джон Стюарт Милль, английский философ и экономист). Инстинкт самоутверждения через трудовую деятельность приводит к созданию новых более производительных сил (в том числе и к разделению труда), которые в свою очередь приводят к новым производственным отношениям, общественному строю, появлению новых общественных институтов, общественной морали и т.д. При этом расширяются границы возможности дальнейшего самоутверждения: в науке, политике, искусстве, спорте, медицине и т.д. Это все более усложняет и убыстряет развитие общества.

Заметим, что самоутверждение может проявляться только в условиях неравенства способностей, возможностей. При полном равенстве выделиться невозможно, а следовательно нельзя самоутвердиться. Поэтому неравенство должно воспроизводиться всегда и во всем .(Смотри ниже.)

Все, что происходило с человечеством в прошлом, все, что происходит с ним сейчас, объясняется в основном проявлением инстинкта самоутверждения. Разберем на двух примерах.

Демократия. США пытаются во всем мире насадить демократию и чаще всего с обратным эффектом. Сувереннодемократическую Россию международный бизнес боится, а собственный капитал утекает за границу в отличие от недемократического Китая.

Почему?

«Демократия – форма государственно-политического устройства, которой присущи следующие признаки: признание воли большинства в качестве источника власти, установление и соблюдение прав и свобод граждан, их равноправия, возможности управлять процессами общественной жизни, выборность органов власти, верховенство закона. Возникает в период разложения первобытно-общинного строя вместе с появлением государства. Каждая последующая ступень развития общества предоставляет большие возможности для реализации демократических прав и свобод» («Философский словарь»)

Сейчас под демократическими ценностями понимают свободу личности, разделение власти и установление над ней эффективного контроля со стороны общества.

С появлением государства стабильность и порядок обеспечивала монархия.

С развитием промышленного производства образовался класс собственников средств производства, которым уже было мало стабильности и порядка. Чтобы преумножать свое богатство и дальше самоутверждаться в жизни без прихоти чужой воли им уже была нужна свобода и главенство Закона. К сторонникам свободы и главенства Закона относится и средний класс общества. К среднему классу в нашем случае отнесем ту часть общества, которая высокого положения в обществе добивается своим трудом (бизнесмены, предприниматели, высокооплачиваемая интеллигенция) И вот, когда в обществе количество собственников и среднего класса достигает такого уровня, что их сила становится доминирующей (они могут осуществлять контроль над властью полностью) – монархия убирается. Но, чтобы правил Закон, а тоталитарный режим не возрождался, власть пришлось разделить с постоянным ее переизбранием. Из вышесказанного вытекает, что разделение власти на ветви – это не цель, а средство, инструмент правового правления.

Все инструменты, вещи, явления имеют как положительные, так и отрицательные стороны в зависимости от того, где и как они применены. Дожди, пролитые вовремя, дают хороший урожай, пролитые не вовремя и в большом количестве – урожай уничтожают. Топором можно срубить дом, но можно и убить человека. Напрашивается вывод.

Если в обществе недостаточно собственников, среднего класса, т.е. нет гражданского общества, то демократия, внедренная в это общество, не будет способствовать установлению правового правления. Трудовому народу демократические ценности не нужны, т.к. они его ни в чем не утверждают. Ему достаточно порядка. То же самое относится к бедной интеллигенции. Она и на выборы не ходит. Раз в обществе некому контролировать власть, то власть на местах срастается с криминалом, в государстве устанавливается беспредел. Получаем оборотную сторону медали (Ирак, Ливия и т.д.)

Прогноз будущего России неблагоприятный. Ибо, в России на данный момент времени нет силы, которая самоутверждалась бы в росте численности собственников, среднего класса – основных созидателей гражданского общества.

В нынешних цивилизованных государствах до появления правового правления такой силой являлись короли, цари, монархи. Чем больше у тебя богатых подданных, тем мощнее экономика, сильнее армия, тем сильнее твое влияние на мировые события или на соседние государства, с которыми ты всегда в конфликте.

Как обстоит дело в быстроразвивающемся Китае? Если общество в своем развитии зашло в тупик, то из него оно должно выходить только эволюционно. Любые скачки сложной системе вредны. Они еще более разрегулировывают систему. И будет требоваться больше времени, и будет больше потрясений, пока система выберется на естественный путь. В России и Китае с приходом коммунистов к власти экономика скачком была переведена из саморегулируемой (естественного состояния) в регулируемую (один монопольный собственник). За счет колоссальной мобилизации всех ресурсов в Советском Союзе были достигнуты некоторые временные успехи (создание водородной бомбы, освоение космоса). Но неестественный путь развития в конечном итоге завел Советский Союз и Китай в тупик. Коммунистическая партия Китая, осознав тупиковый ход развития (а при тупике роста самоутверждения нет), стала постепенно приводить производственные отношения в соответствие с уровнем развитых производственных сил, т.е. ставить экономику на капиталистические рельсы – создавать частных собственников. Только благодаря тому, что все больше и больше допуская капитализм в экономику и этим добиваясь бурного развития экономики, верхушка коммунистической партии Китая резко стала повышать свой рейтинг самоутверждения в мире. Китай эволюционно выходит из тупика.

Россия совершила опять скачок в установлении демократии и столкнулась с трудностями в развитии экономики. Ибо в России возникла сила, которая в какой-то степени этому развитию препятствует. Большая прослойка общества: чиновники, имеющие власть, чиновники, получающие большие зарплаты не известно за что, и чиновники, берущие взятки, не заинтересованы в росте собственников и среднего класса, т.к. правовое правление им ни к чему.

Второй пример. Войны. Самый высокий рейтинг самоутверждения дает власть над людьми, которая делает вас самым, самым… быстро и независимо от ваших способностей. Вы стоите над людьми, многие из которых талантливее вас, управляете ими. Что может больше удовлетворить ваше тщеславие? Чем больше от вас зависимых, тем больше власти (и наоборот) – тем больше самоутверждение А как можно достичь увеличения числа от тебя зависимых? В основном за счет распространения власти на большие территории. Отсюда и войны. Вождь в племени - самый сильный, самый мудрый. Но племен много, а, следовательно, и таких же вождей много (соперников к большему самоутверждению). Смыслом жизни для вождя становится захват соседних племен. С развитием человеческого общества появляются княжества, государства, империи. Вершиной мечты диктатора является мировое господство. Войны начинают диктаторы, вожди, но не народы. «Напрасно думают, что люди властолюбивые держатся за власть, понуждаемые лишь жаждой наживы и почестей. Прежде всего, и больше всего, ими движет почти абстрактная страсть (инстинкт самоутверждения – В.Титов) направлять судьбы мира, не допускать, что бы они свершались помимо их воли, воздействовать на мир и во всех случаях быть непогрешимыми (я самый, самый… - В.Титов). А богатство, почести – это лишь знаки или орудия их могущества» (Морис Дрюон, писатель)

Будут ли войны в будущем?

Весь прошедший путь развития человеческого общества можно отнести к экономическому этапу развития общества. Под экономическим этапом будем понимать период развития, когда человек участвует в производстве материальных благ. Он будет продолжаться до момента, пока машины полностью не вытеснят человека из производства, т.е. производство материальных благ будет происходить без участия человека. Экономическому этапу свойственно неодинаковое отношение к средствам производства, что приводит к экономической зависимости одних людей от других. Отсюда и стремление обладать большим количеством фабрик, заводов и т.д. Когда закончится экономический этап развития, зависимых людей не будет.

Как будет выглядеть транспорт? Он будет состоять из городских, сельских, железнодорожных, воздушных и т.п. модулей, управляемых из вычислительного центра. На ближайшем пульте набираете пункт назначения, и вы наикротчайшим путем будете доставлены на место. Здесь нет места, ни личному транспорту, ни деньгам, ни хозяевам, ни зависимым, т.е. обеспечивается одинаковое отношение к транспорту. И так во всём. Вычислительный центр, управляющий всем производством на Земле, при помощи обратной связи будет решать: производство чего увеличить, чего уменьшить, что и где строить и т.д. В этом обществе все потребности будут полностью удовлетворены, и самоутверждение через обладание престижными вещами закончится, и в нем некому и не за чем будет воевать. Все человеческое общество Земли будет жить одним коллективом. Мнение, что чем дальше, тем больше будет разница в развитии между странами в производстве материальных благ – ошибочно. Когда человек все более и более будет вытесняться машинами из процесса производства, то человеческие ресурсы все более будут перераспределятся из сферы производства материальных благ в сферы науки, искусства, освоения космоса и т.п., что позволит отсталым странам догнать развитые страны в производстве материальных благ. И менее развитые страны при одинаковом распределении не будут жить за счет развитых стран. Материальных ресурсов для производства материальных благ будущего общества потребуется не на много больше, чем сейчас. Может быть меньше. Расходы, например, на транспорт будут явно меньше. Перенаселение Земле не будет грозить. Уже в ближайшее время, когда все женщины будут избавлены от домашнего хозяйства и вовлечены в общественную жизнь, возможно обществу придется решать вопрос не о перенаселении, а как сохранить достигнутый уровень населения. В принципе причины для войн исчезают уже с появлением правовых государств, во главе которых стоят выборные люди с ограниченным сроком правления, с ограниченными правами, что не позволяет им переродиться в диктаторов. А будут ли продолжаться столкновения на религиозной почве?

Столкновения на религиозной почве возникают в основном по двум причинам. Первая – борьба разных вероисповеданий, стремление к расширению влияния. Вторая – ощущение ущемленности в чем-то: разный уровень жизни, разное представительство во власти, спор за территорию и т.д. – стремление ущемленной части самоутвердиться в борьбе с противоположной стороной. При переходе к правовому правлению и к одинаковому отношению в распределении материальных благ вторая причина, как мы уже писали, исчезнет. А первая?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно разобраться: влияние религии в будущем сохранится или сойдет на нет?

Смерть, религия

Эволюция не пошла по пути бессмертия живых организмов потому, что при этом пища, необходимая для поддержания жизни, через некоторое время закончилась бы и организмы погибли бы. Эволюция – последовательное и постоянное развитие – пошла по пути, когда через смерть существ и их размножение был создан кругооборот в природе, что сделало жизнь бессмертной. У животных есть чувство страха, боли, но нет понимания своей смерти, а, следовательно, нет страха перед смертью. Проблемы смерти в природе не было, пока не появился Homo sapiens, у которого инстинкт самосохранения вошел в противоречие с пониманием своей неизбежной смерти. Возникло чувство страха перед смертью, что вызвало стремление к бессмертию: веру в жизнь в потустороннем мире, бесконечное переселение душ и т.п.

Из выступления известного богослова диакона Андрея Кураева: «Но однажды сердце обжигает мысль: зачем я тут? Что такое человек? Что такое моя жизнь? Просто тире между двумя датами на могильном памятнике? А человек? Просто покойник в отпуске? Меня не было целую вечность и потом не будет вечность. И вот из этой тьмы меня отпустили на побывку. В этом ли смысл моей жизни?» («Приключения миссионера», газета «Известия» от 3 марта 2003 г.) Давайте разберемся, а что умирает? Т.е. смерти чего боится человек. Из этого мы сможем выяснить, будет ли эта проблема беспокоить человека в будущем. Пофантазируем. Предположим, что память о прошлом Петрова (о его детстве, родителях, друзьях, болезнях, успехах, работе, карьере, любви, мыслях, мечтах, стремлениях, ожиданиях и т.п., т.е. всего того, что произошло с ним до данного момента времени) перекачали Иванову, а память Иванова – Петрову. Кто будет осознавать «Я – Петров!». В плоти Иванова будет «Я – Петров», ибо плоти Иванова с памятью о прежней жизни Петрова придется доказывать родственникам и сослуживцам Петрова, что она – Петров. Если Иванова лишить памяти и в его плоть перекачать память Петрова, то Иванов как личность перестанет существовать. Если Петрову пересадить сердце, легкие Иванова, личность Петрова не изменится. В нашем случае Петрову пересадили всю плоть. Следовательно, смерть для человека – это потеря памяти о прошлом, то есть всего того, что определяет его собственное Я, но не уничтожение его плоти.

В недалеком будущем, когда войн не будет, болезни будут побеждены (не надо бояться неожиданной смерти), люди будут доживать до глубокой старости, естественной смерти (сейчас подавляющее количество людей до нее не доживает). А для глубокой старости свойственно постепенное угасание жизненных функций, инстинктов, сознания, памяти, развитие старческого слабоумия. Ослабевает осознание собственного Я. Чем ближе конец жизни, тем больше угасание и приближающаяся смерть у человека будет вызывать не страх, а чувство избавления от земной бренности. И мы вернемся к изначальному: смерти в природе как таковой нет, жизнь бессмертна. Роль религии в уменьшении страха перед смертью сойдет на нет.

Но есть еще одна причина возникновения религии.

Вера, религия

Малое дитя беззащитно перед внешним миром. Кто его защитит, кто его научит избегать неприятностей? Мать. А что заставляет несмышленое дитя быть послушным, повторять все за матерью? То, что сидит в ребенке от рождения – вера в мать. То, что заложено до рождения – инстинкт. Назовем его инстинктом веры.

Заметим, что люди рождаются с разными по силе (мощи) инстинктами. У одной матери родительский инстинкт такой силы, что ситуация, когда уже взрослый ребенок отходит от матери дальше, чем на шаг, вызывает у нее беспокойство. У другой матери – полное безразличие к собственному ребенку. То же самое можно сказать и о чертах характера. Трудолюбие. Социологические исследования показывают постоянное соотношение деления людей на трудоголиков, на работающих в зависимости от оплаты и на ленивых. С какими по силе инстинктами, чертами характера, способностями, физической конституцией родится ребенок зависит от двух факторов.

Первый – закон нормального распределения вероятностей (образно говоря «как кости выпадут, карта ляжет») обеспечивает неравенство родившихся – без чего не может быть развития. (Рис. 1) По этому закону, вам, зачатым, могут достаться любые баллы, но с большей вероятностью, что недалеко от середины. Этим фактором объясняется, почему у двух музыкальных родителей могут родиться немузыкальные дети и наоборот, у родителей-трезвенников – дети пьяницы и наоборот, т.д.

Закон нормального распределения вероятностей

Второй – наследственность от родителей. Обеспечивает естественный отбор, закрепляет развитие. Этим фактором объясняется, почему у музыкальных родителей в большинстве случаев рождаются музыкальные дети т.д. При наложении этих двух факторов зачатый младенец и получит свои окончательные баллы. Естественный отбор в развитии человека перестал работать, когда слабые и больные стали выживать и размножаться. В дальнейшем человек будет самоусовершенствоваться благодаря достижениям медицины.

Инстинкты проявляются при изменениях, воздействии внешней и внутренней среды. Родительский инстинкт проявляется при рождении ребенка; инстинкт самоутверждения – при наличии конкурентов, соперников; инстинкт самосохранения - при появлении опасности для здоровья или жизни; одно из воздействий, вызывающее инстинкт веры – страх перед чем-то, кем-то (начинаете верить в чудо, что оно вас спасет) и т.д. Чем сильнее воздействие, тем сильнее проявляется инстинкт, при этом остальные инстинкты могут быть подавлены. При сильном беспокойстве за жизнь ребенка родительский инстинкт подавит все остальные.

Ребенок взрослеет, страх перед внешним миром проходит. У него формируется собственное Я, появляется понимание своей неповторимости, начинает проявляться в полную силу инстинкт самоутверждения, что часто приводит к конфликту с родителями. Ребенок становится взрослым. Приходится отвечать перед собой, перед другими за поступки, за детей, за неудачно складывающуюся жизнь. Появляется страх за неправильно принятые решения, перед болезнями, невозможность по-настоящему самоутвердиться. Для большинства населения одним из главных направлений самоутверждения является материальное благополучие – жить лучше, во всяком случае, не хуже соседей. Многим, естественно, это не удается, что является причиной беспокойства, страха перед будущим, агрессивности. И если человек родился с сильным инстинктом веры, т.е. человек больше надеющийся, полагающийся на кого-то, на что-то, чем на себя, то ему остается верить в бога, вождей, которые защитят, направят, возьмут ответственность на себя и т.д. Поэтому можно встретить людей как высокообразованных и верующих в бога, в Сталина, в сильное государство (при Сталине в Советском Союзе они чувствовали себя увереннее, более защищенными, более значимыми), так и неграмотных, не верящих ни в бога, ни в черта, но полагающихся только на себя.

О сотворении человека Богом нет никаких доказательств – там одна вера, но так как человек стремится жить в комфортном состоянии, то есть жить в согласии со своим внутренним содержанием, то высокообразованному приходится с этим мериться. Если жизнь в чем-то не складывается, то и инстинкт самоутверждения заставляет вас думать, что причина не в вас (вы не хуже других, вы умный, хороший и т.д.), но тут просто вмешиваются чужие, злые, потусторонние силы. В скором времени человеческое общество, достигнув высоких вершин экономического развития и взяв на себя наши проблемы об образовании, материальном обеспечении, здоровье и т.п. и полностью их решая, станет для всех богом. В нашем мире нет ничего вечного. Все явления (религия, деньги, монархи, собственники…) согласно законам развития возникают, выполняют свои функции и исчезают.


Просмотров: 1740

Ваш коментарий будет первым

Добавить коментарий
Имя:
E-mail
Коментарий:



Код:* Code

Последнее обновление ( 28.10.2015 )
 
< Пред.   След. >

Кто Онлайн

Посетителей нет.

Последние темы форума

  1. Ну это просто супер (alexgl)