Авторизация

Поиск людей

Главная
Advertisement

Внимание новые статьи!

В разделе "Новости" появились новые новости.

Внимание новые новости!

В разделе "Статьи" появились новые статьи.
Размышление о книге С. А. Аскольдова «Гносеология»

Источники к истории старой философии. Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
03.11.2009

Нам кажется,что мы должны в первую очередь пользоваться произведениями самих философов. Но произведений этих осталось не так то уже много. К тому же — значительное количество того, что осталось, происходит из более поздних времен. Чем позже время, тем больше произведений мы имеем. Некоторые из тех произведений принадлежат авторам второстепенным, от нескольких, более того наистарших авторов первостепенного значения (Сократ) не имеем ни одной писаной строки.Придется пользоваться теми изложениями, что их подают часто авторы более поздних времен; как всякие исторические свидетельства, и такие упоминания всегда следует придать критике и проверить. К счастью, более поздние авторы подают достаточно часто цитаты из старших, нередко цитаты достаточно большие. Кое-что осталось до нашего времени в сборниках афоризмов и сентенций; часто со значительно более позднего времени (поздние, уже христианских времен) сборника, а т. зв. "Пчелы" было переведено где-то в XIII в. на словянский язык.Так немало цитат из греческих философов пришли в Россию. Некоторые сведения были и раньше в хронике Гамартола. Отдельные произведения (или и цитаты) сохранились лишь в переводах — не только латинских, но и в арабских, армянских и так далее. Следовательно, приходится остатки наших писаний искать немного не по целой старой литературе.

К счастью, в последние десятилетия найдены новые источники дальнейшего матерьяла. Это остатки старых папирусов, с поздних времен Египта, когда там господствовал греческий язык ("койне"), — в остатках древнеегипетских мусорников или на тех письмах папируса, из которых поклеяно коробки для мумий (не только людей, но и животных — котов, крокодилов), найдены немало отдельных, в основном коротеньких, отрывков, древнегреческих философичных произведений.

Иногда везли найти и большие отрывки (нпр. очень ценные из произведений софиста Антифона), а совсем изредка — цели произведения (важнейшая находка — произведение об атенску конституции Аристотеля). Целая библиотека философских произведений, к сожалению, мало интересных (произведения второстепенных эпикурейцев) и в достаточно ужасном состоянии нашлись в руинах местечка Геркулянум, которое згинуло вместе с Помпеей при взрыве Везувия: полуобугленные "книги" ("свитки") сначала ученые приняли за дрова.

Чтобы дать представление, как мало осталось оригинальных текстов от кое-кого из философов, вспомним, сколько фрагментов имеем от "досократиков":

Талес ни одного
Анаксимандр 1
Анаксимен 2
Гераклит 130
Питагор ни одного
Ксенофан 41
Парменид 20
Зенон 4
Емпедокл 155
Анаксагор 24
Левкип 2
Демокрит 304

До этого, правда, можно часто прибавить большее количество построенных на чтении оригинальных произведений философов изложений их взглядов в античных или и византийских писателей. Но такие изложения часто все же не очень обнадеживающие. Достаточно указать на то, как по-разному излогают взгляды Сократа те старые философы, что лично его знали и считают себя его "учениками", его последователями, в частности Платон и Ксенофонт.

Стали в древность писать уже и "истории философии", но из них осталось, к сожалению, лишь немного, отчасти тоже лишь отрывки, да и то не из лучших произведений, а цели произведения, которые дошли до нас (в частности биографии философов Диогена Лаерция) отчасти совсем малостоющие.


Просмотров: 7139

Ваш коментарий будет первым

Добавить коментарий
Имя:
E-mail
Коментарий:



Код:* Code

Последнее обновление ( 18.11.2009 )
 
< Пред.   След. >

Кто Онлайн

Посетителей нет.

Последние темы форума

  1. Ну это просто супер (alexgl)