Авторизация

Поиск людей

Размышление о книге С. А. Аскольдова «Гносеология»

ФИЛОСОФИЯ "ДОСОКРАТИЧНА" Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
06.12.2009

Питагорейци.

В самом начале греческой философии стоит загадочная фигура наполмитичного Питагора. О лице его ничего неизвестно определенного. Один из наших наикратчайших свидетелей, Аристотель, говорит о его сторонниках, как о т. зв. "питагорийцев", будто намекая, что это название не достаточно оправдано, и что основоположник этого течения в действительности может и не существовал. В каждом разе, почти ничего не зная о Питагоре (что должен был жить где-то круг 600 года перед Христом, происходил, как заверяет легенда, из острова самого Су и выселился к греческим колониям в южной Италии, где и встречаем позже его последователей), мы знаем в более поздние времена многочисленных "питагорейцев", что образовывали полурелигиозный орден или секту, что ее члены были связаны узлами личной приязни и определенным регулямином полуаскетической жизни.

К истории философии отнесено "Питагора" и питагорейцев из-за того, что их объеденяло восстало на почве определенных философичных взглядов. Как кажется, первыми привели греков к философичному мышлению те явления природы, в которых заметные были определенные закономерности математического характера. Кажется, первыми из таких закономерностей были математические отношения между длиной струн на музыкальных инструментах: как известно, эти отношения точно отвечают определенному гармоничному отношению звуков, что их такие струны выдают (струна, вдвое более короткая, дает тон на октаву более высокий, в отношении 2 до 3 стоят струны, которые дают звуки, которые на квинту отличаются один от другого, в отношении 4 до 3 — на кварту и т. д.). Исходя из этого действительно удивления достойного факта и из размышления об отношении чисел между собой, наблюдая разные закономерности в геометрических фигурах (известна "питагорова" теорема), питагорейци пришли — может слишком уже скоро — к выводу, что "естество всего в мире является числом", — мысль, выраженная почти наивно, но чрезвычайно плодотворная, как предсказание более позднего "математического природоведения", то есть — научного познания действительности за числом и мерой.

С математическими занятиями, которые уделяют им выдающееся место в истории математики, питагорейци сочетали также интерес к природе вообще (и в этой отрасли выдающиеся открытия: установление того, что мозг является органом думания и тому подобное). Математические спекуляции о природе были часто фантастической игрой слишком смелых и недоказанных предположений. Каждое число имело для них какое-то символическое значение. С этой символикой чисел связано и утверждения, что весь мир образуют пары противоположных принципов (ограниченное и неограниченное, единственное и множественное, свет и тьма, мужское и женское, простое и кривое и т. д.).

К сфере религиозных верований принадлежало утверждение питагорейцев, что души людей после смерти переселяются в тела Других животных. Аскетическая практика жизни в питагорейском обществе должна была привести до того, что человек, достигнув путем аскези определенного усовершенствования, тем самым освободился бы от вечного беспокойства — переселения из тела в тело ("путешествие душ"), освободившись от тела вообще, и оставив таким образом "коловорот существования", "круг рождений" и достигнув идеального состояния — вечного покоя. Эти представления связаны с религиозными традициями, возможно восточными, но также с греческой религиозностью "мистерий" (т. зв. "орфиков"). Правда, нам пересказывают, что питагорейцы и для этой в естестве религиозной веры искали доказательства, следовательно, были философами и в сфере веры, может, первыми "религиозными философами" в Европе, считая, что и вера должна опираться на знания.

И не удивительно, — потому что питагорейци, как кажется, все же считали главной ценностью жизни не свою веру, а свое познание: об этом свидетельствует красивый рассказ, что он позже приписывается Питагорею, — к олимпийским играм собираются люди с очень разной целью, — одни приходят, чтобы починить свои деловые дела, вторые как атлеты и борцы — участники в играх, наконец третьи, чтобы посмотреть на то, которое делается, — эти последние "более короткие", — так выразили питагорейци свою высокую оценку познания, "теории" ("теория" по гречески — "созерцание", так что последняя категория участников игр и есть "теоретики"...).
Последнее обновление ( 06.12.2009 )
 
< Пред.   След. >

Кто Онлайн

Посетителей нет.

Последние темы форума

  1. Ну это просто супер (alexgl)